«Песня про 20 семей», или этнокультурное наследство финского бизнеса.
«Песня про 20 семей» (”Laulu 20 perheestä”), о которой пойдет речь —
образчик левого политического агитационного искусства конца 60-х годов XX века. Ей
посвящена статья в Википедии (к сожалению, только на финском языке). Автор текста — леворадикальный
журналист Петри Репо, музыку написал композитор Кай Чюдениус.
В песне говорится о том, что экономическая, а
вследствие этого и политическая власть в стране принадлежит небольшому числу
семей «капитанов индустрии и финансов», поэтому электоральная демократия не обладает
реальной властью и оказывается фикцией. Припев представляет собой простое перечисление
20 фамилий, взятых из списка самых богатых и влиятельных семей Финляндии,
который был опубликован примерно тогда же в коммунистической газете Kansan Uutiset («Народные новости»).
Первым исполнителем стала актриса и певица Кристина Халкола
(впоследствии член Коммунистической партии Финляндии, левый политик и депутат
горсовета Хельсинки). Впервые песня прозвучала в политической телепередаче ”Oma-kabaree” («Свое кабаре»), запись можно
посмотреть и послушать здесь.
Любопытно, что в передаче утверждалось, что упомянутые в куплете семьи получили
свое богатство в наследство, а не добились его в свободной конкуренции (этот фрагмент
передачи есть в начале записи).
Но на этом история не закончилась. Песня приобрела
популярность в стране и долгое время оставалась довольно широко известной, в
частности, исполнялась на первомайских концертах. Естественно, впоследствии
возник вопрос о том, не устарел ли список, из которого составлен припев. В
результате песня прошла два «апгрейда». В середине 2000-х автор написал новый
припев с учетом произошедших изменений в составе богатейших семей. В 2014 году
был сделан новый апгрейд — на этот раз его произвел левый журналист и политик,
депутат парламента Финляндии и Европейского парламента от Левого союза Эско Сеппянен, опубликовавший в
том году книгу Богатые люди Финляндии:
кто есть кто (Suomen rikkaat. Kuka kukin on). Таким
образом появился третий вариант припева. Все три варианта списка можно
посмотреть в статье Википедии, посвященной этой песне (см. ссылку выше), знание
языка для этого не требуется.
Впервые упоминание «Песни про 20 семей» я встретил в
предисловии к книге: Теро Луома, Компетентный
собственник. Руководство по умелому владению собственностью (Tero Luoma, Osaava omistaja. Hyvän omistamisen käsikirja.
Helsinki: Alma Talent, 2018) – и сразу заинтересовался.
При первом же просмотре трех вариантов припева в
Википедии мой «лингвистический глаз» зацепила вот какая особенность. В списке
1969 года преобладали фамилии явно германского (вероятно, в основном шведского)
происхождения — грубо говоря, 15 германских против 5 финских. В списке середины
2000-х, т.е. более чем через тридцать лет, соотношение заметно изменилось — 11
против 9. А в варианте 2014 года «германцы» уже уступают «финнам» со счетом 8 против
12.
Здесь следует сразу сделать несколько замечаний.
Во-первых, шведская фамилия вовсе не означает, что для ее носителей шведский
язык родной или даже что они им владеют. В стране полно «финноязычных финнов» с
фамилиями шведского и вообще германского происхождения (аналогично, в России
громадное большинство Булгаковых или Ясаковых, т.е. носителей тюркских фамилий,
не владеет тюркскими языками). Во-вторых, лингвистическая (фонетическая, морфологическая и
этимологическая) классификация фамилий может быть довольно условной — например
вроде бы финская фамилия «Вирккунен», встречающаяся в первом списке, на самом
деле является просто калькой шведской фамилии «Снельман» (аналогичная фамилия,
кстати, бытует и в других германских языках). Наконец, следует иметь в виду,
что все эти варианты представляют собой не в точности верхнюю часть списка
богатейших фамилий, а некую выборку из нее, обусловленную, помимо прочего, требованиями
поэтического размера.
Тем не менее, динамика выражена достаточно ярко и она
наводит на некоторые размышления о характере изменений в составе экономической,
а отчасти и политической, и культурной элиты финского общества.
Из многочисленных работ по истории Финляндии хорошо известно,
что финская национальная идентичность, протогосударственность и национальная
культура современного типа создавалась в XIX – начале XX в. в главным образом шведоязычными жителями
этой страны, входившей тогда в состав Российской империи. В сфере экономики
роль людей шведского происхождения также была преобладающей — вероятно, по той
простой причине, что долгое время именно они составляли значительную часть
городского населения, государственной бюрократии и купечества. Велика была их
роль в получении Финляндией независимости и в последующей политической истории.
Доля финских шведов (или, если угодно, шведоязычных
финнов) в населении страны с начала XX века постепенно снижалась; числовые
данные можно посмотреть здесь. Насколько я могу судить, в социально-психологическом и культурном отношении
эта группа населения традиционно была в большей степени связана с городской
культурой, а собственно финны — с сельской.
Если предположить, что состав припева «Песни про 20
семей» репрезентативен, то естественным образом возникают следующие вопросы.
1) Семьи шведского происхождения до сих пор явно непропорционально
представлены в составе экономической элиты Финляндии. Оказывает ли это
воздействие на экономическую политику и вообще на политику?
2) Доля семей шведского происхождения в составе «капитанов
индустрии и финансов» на долгосрочном интервале явно снижалась, причем это
происходило синхронно с общим «полевением» финской политики и политической
системы. Если исходить из предполагаемой социокультурной связи шведов с
городской культурой, предположительно более индивидуалистической, а финнов – с
сельской, предположительно более коллективистской и замешанной на «зависти» (в том
смысле, в каком этот термин употребляется в одноименной книге Гельмута Шёка), то
не отражает ли эта корреляция во времени некую глубинную причинно-следственную
связь?
3) В частности, не был ли послевоенный подъем левой
политики в Финляндии отчасти отражением рудиментарного этнического
рессентимента?
У меня нет ответов на эти вопросы. Но если мне будут
попадаться интересные исследования, проливающие на них свет, я напишу об этом в
блоге. Stay tuned.
А можно интерпретировать эту тенденцию как следствие урбанизации и все более массовое вовлечение финских финнов в крупный городской бизнес?
ОтветитьУдалитьМожно и так интерпретировать. Тогда возникает вопрос, в какой степени полевение политики было связанно с этой урбанизацией. Можно поискать аналогии в других странах.
УдалитьМне видится что полевение политики всех стран связано с тем, что инфляционный налог позволяет финансировать растущие государственные расходы. Тут и зеленые, тут и вакцины, тут и климат - любую дурь можно профинансировать за счет фиата. Возможно, имеет место наложение двух тенденций - урбанизации и полевения. Урбанизация - как рыночный тренд, а полевение - следствие инфляционной политики, финансирующей социалистические поползновения. Это, конечно, вилами по воде, но представляется так.
Удалить