«Песня про 20 семей», или этнокультурное наследство финского бизнеса.

 

«Песня про 20 семей» (”Laulu 20 perheestä”), о которой пойдет речь — образчик левого политического агитационного искусства конца 60-х годов XX века. Ей посвящена статья в Википедии (к сожалению, только на финском языке). Автор текста — леворадикальный журналист Петри Репо, музыку написал композитор Кай Чюдениус.

В песне говорится о том, что экономическая, а вследствие этого и политическая власть в стране принадлежит небольшому числу семей «капитанов индустрии и финансов», поэтому электоральная демократия не обладает реальной властью и оказывается фикцией. Припев представляет собой простое перечисление 20 фамилий, взятых из списка самых богатых и влиятельных семей Финляндии, который был опубликован примерно тогда же в коммунистической газете Kansan Uutiset («Народные новости»).

Первым исполнителем стала актриса и певица Кристина Халкола (впоследствии член Коммунистической партии Финляндии, левый политик и депутат горсовета Хельсинки). Впервые песня прозвучала в политической телепередаче ”Oma-kabaree” («Свое кабаре»), запись можно посмотреть и послушать здесь. Любопытно, что в передаче утверждалось, что упомянутые в куплете семьи получили свое богатство в наследство, а не добились его в свободной конкуренции (этот фрагмент передачи есть в начале записи).

Но на этом история не закончилась. Песня приобрела популярность в стране и долгое время оставалась довольно широко известной, в частности, исполнялась на первомайских концертах. Естественно, впоследствии возник вопрос о том, не устарел ли список, из которого составлен припев. В результате песня прошла два «апгрейда». В середине 2000-х автор написал новый припев с учетом произошедших изменений в составе богатейших семей. В 2014 году был сделан новый апгрейд — на этот раз его произвел левый журналист и политик, депутат парламента Финляндии и Европейского парламента от Левого союза Эско Сеппянен, опубликовавший в том году книгу Богатые люди Финляндии: кто есть кто (Suomen rikkaat. Kuka kukin on). Таким образом появился третий вариант припева. Все три варианта списка можно посмотреть в статье Википедии, посвященной этой песне (см. ссылку выше), знание языка для этого не требуется.

Впервые упоминание «Песни про 20 семей» я встретил в предисловии к книге: Теро Луома, Компетентный собственник. Руководство по умелому владению собственностью (Tero Luoma, Osaava omistaja. Hyvän omistamisen käsikirja. Helsinki: Alma Talent, 2018) – и сразу заинтересовался.

При первом же просмотре трех вариантов припева в Википедии мой «лингвистический глаз» зацепила вот какая особенность. В списке 1969 года преобладали фамилии явно германского (вероятно, в основном шведского) происхождения — грубо говоря, 15 германских против 5 финских. В списке середины 2000-х, т.е. более чем через тридцать лет, соотношение заметно изменилось — 11 против 9. А в варианте 2014 года «германцы» уже уступают «финнам» со счетом 8 против 12.

Здесь следует сразу сделать несколько замечаний. Во-первых, шведская фамилия вовсе не означает, что для ее носителей шведский язык родной или даже что они им владеют. В стране полно «финноязычных финнов» с фамилиями шведского и вообще германского происхождения (аналогично, в России громадное большинство Булгаковых или Ясаковых, т.е. носителей тюркских фамилий, не владеет тюркскими языками). Во-вторых, лингвистическая (фонетическая, морфологическая и этимологическая) классификация фамилий может быть довольно условной — например вроде бы финская фамилия «Вирккунен», встречающаяся в первом списке, на самом деле является просто калькой шведской фамилии «Снельман» (аналогичная фамилия, кстати, бытует и в других германских языках). Наконец, следует иметь в виду, что все эти варианты представляют собой не в точности верхнюю часть списка богатейших фамилий, а некую выборку из нее, обусловленную, помимо прочего, требованиями поэтического размера.

Тем не менее, динамика выражена достаточно ярко и она наводит на некоторые размышления о характере изменений в составе экономической, а отчасти и политической, и культурной элиты финского общества.

Из многочисленных работ по истории Финляндии хорошо известно, что финская национальная идентичность, протогосударственность и национальная культура современного типа создавалась в XIX – начале XX в. в главным образом шведоязычными жителями этой страны, входившей тогда в состав Российской империи. В сфере экономики роль людей шведского происхождения также была преобладающей — вероятно, по той простой причине, что долгое время именно они составляли значительную часть городского населения, государственной бюрократии и купечества. Велика была их роль в получении Финляндией независимости и в последующей политической истории.

Доля финских шведов (или, если угодно, шведоязычных финнов) в населении страны с начала XX века постепенно снижалась; числовые данные можно посмотреть здесь. Насколько я могу судить, в социально-психологическом и культурном отношении эта группа населения традиционно была в большей степени связана с городской культурой, а собственно финны — с сельской.

Если предположить, что состав припева «Песни про 20 семей» репрезентативен, то естественным образом возникают следующие вопросы.

1) Семьи шведского происхождения до сих пор явно непропорционально представлены в составе экономической элиты Финляндии. Оказывает ли это воздействие на экономическую политику и вообще на политику?

2) Доля семей шведского происхождения в составе «капитанов индустрии и финансов» на долгосрочном интервале явно снижалась, причем это происходило синхронно с общим «полевением» финской политики и политической системы. Если исходить из предполагаемой социокультурной связи шведов с городской культурой, предположительно более индивидуалистической, а финнов – с сельской, предположительно более коллективистской и замешанной на «зависти» (в том смысле, в каком этот термин употребляется в одноименной книге Гельмута Шёка), то не отражает ли эта корреляция во времени некую глубинную причинно-следственную связь?

3) В частности, не был ли послевоенный подъем левой политики в Финляндии отчасти отражением рудиментарного этнического рессентимента?

У меня нет ответов на эти вопросы. Но если мне будут попадаться интересные исследования, проливающие на них свет, я напишу об этом в блоге. Stay tuned.

 

Комментарии

  1. А можно интерпретировать эту тенденцию как следствие урбанизации и все более массовое вовлечение финских финнов в крупный городской бизнес?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно и так интерпретировать. Тогда возникает вопрос, в какой степени полевение политики было связанно с этой урбанизацией. Можно поискать аналогии в других странах.

      Удалить
    2. Мне видится что полевение политики всех стран связано с тем, что инфляционный налог позволяет финансировать растущие государственные расходы. Тут и зеленые, тут и вакцины, тут и климат - любую дурь можно профинансировать за счет фиата. Возможно, имеет место наложение двух тенденций - урбанизации и полевения. Урбанизация - как рыночный тренд, а полевение - следствие инфляционной политики, финансирующей социалистические поползновения. Это, конечно, вилами по воде, но представляется так.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Почему Финляндия не разделила судьбу Чехословакии?

Заложник мировой революции (о парадоксальной судьбе карельского языка)

Парламентские выборы в Финляндии: будет весело