Кто с кем будет дружить, или О структуре партийного спектра Финляндии.
В прошлый четверг были опубликованы результаты очередного замера рейтингов политических партий Финляндии. Респондентов спрашивали, за какую партию они проголосовали бы, если бы парламентские выборы состоялись сейчас. Красивую картинку с результатами можно посмотреть здесь (на финском языке). На первом месте — условно правоцентристская «Национальная коалиция», самая прорыночная и, как это ни покажется странным, одновременно одна из самых «еврооптимистических» (т.е. поддерживающих политику ЕС) партий — за нее проголосовали бы 20,9% избирателей. (Обзору условно правой части политического спектра Финляндии был посвящен мой апрельский доклад на конференции, организованной «Демвыбором», видео которого можно посмотреть здесь). За второе и третье место борются две партии — Социал-демократическая партия, возглавляющая нынешнюю правящую коалицию, которая набирает 18,1%, и националистическая партия «Коренные финны» с 17,9%; разница в пределах статистической погрешности опроса. Затем с большим отрывом идут четыре партии ныне правящей коалиции – «Финляндский центр» (11,9%), «Зелёные» (11,4%), «Левый союз» (8,6%) и Шведская народная партия (5,2%), т.е. две центристские и две левые.
Хотя до следующих парламентских
выборов остается еще полтора года, политики уже начинают продумывать структуру
будущей правящей коалиции, так как ясно, что сформировать однопартийное
правительство ни в ближайшем, ни в обозримом будущем не удастся. С кем же будет
блокироваться «Национальная коалиция», если предположить, что расклад останется
примерно таким же? Выбор оказывается далеко не тривиальным.
В прессе сообщают, что в конце
прошлой недели премьер-министр и лидер социал-демократов Санна Марин в интервью
газете Helsingin Sanomat (финский аналог NYT) «намекнула»,
что в принципе возможно создание «сине-красного» правительства, т.е. коалиционного
правительства, включающего «Национальную коалицию» и эсдеков (само интервью, к
сожалению, за пейволлом). В принципе такое уже бывало — например, «позапрошлое»
правительство, сформированное в результате выборов 2011 года. Разумеется, в
него автоматически не попадут «Коренные финны» — с ними не будет иметь дело ни
одна левая партия.
Но есть и другой вариант — «буржуазное»,
как говорят финны, правительство, из правоцентристов и националистов, в которое
вполне могут войти и центристы (т.е. «Финляндский центр» и Шведская народная
партия). При нынешнем соотношении рейтингов такой союз тоже вполне вероятен, и
такое уже бывало в истории: например, прошлое правительство, сформированное по
результатам выборов 2015 года.
Все это было бы частностями,
представляющими лишь сиюминутный интерес. Но эта ситуация дает возможность
задуматься о более глубинных и долгосрочных вещах. В частности, о структуре
политического спектра в Финляндии и, вероятно, в ряде других стран Европы.
Обозреватель газеты Ilta-Sanomat Сеппо Варьюс посвятил возможным
при нынешнем раскладе вариантам правящей коалиции свою колонку под названием «Санна
Марин намекнула на "сине-красное" правительство. Впереди холодная война в финской политике» (”Sanna Marinvihjasi sinipunasta – tiellä on kylmä sota Suomen politiikassa”,
08.11.2021). Для меня самым интересным в этой колонке является четкое перечисление пунктов
идеологического расхождения между «Национальной коалицией» и «Коренными финнами».
Я их ниже пронумеровал:
(1) «"Коренные финны" относятся
к ЕС с недоверием, а некоторым вопросам полностью отрицательно. "Национальная
коалиция" же — самая про-ЕС-овская партия в Финляндии».
(2) «"Национальная коалиция"
твердо поддерживает импорт иностранной рабочей силы в Финляндию как способ
решения проблемы дефицита рабочей силы. "Коренные финны" с
подозрением относятся к любой иммиграции».
(3) «"Коренный финны"
считают, что целевые показатели климатической политики Финляндии завышены. В то
же время [лидер "Национальной коалиции" Петтери] Орпо несколько
недель назад заявил, что его партия не войдет в правительство, которое
откажется от нынешней климатической политики. Участвовавшая в той же дискуссии
Риикка Пурра, лидер «Коренных финнов», была шокирована».
Таким образом, заключает
колумнист, для того, чтобы «запрыгнуть в сани» к «Национальной коалиции», «Коренным
финнам» придется искать компромисс по всем принципиальным вопросам, что будет
довольно тяжелым делом.
Варьюс не приводит аналогичный
список принципиальных расхождений между «Национальной коалицией» и
Социал-демократической партией, считая, что они всем хорошо известны. Но для
полноты картины я приведу и их. Разумеется в меру моего сегодняшнего понимания,
так что список будет неполным. Тем не менее, вот главные противоречия, которые
все время на слуху:
(1) Социал-демократы не видят
проблемы в наращивании социальных расходов за счет увеличения государственного
долга. «Национальная коалиция» выступает за фискальный консерватизм —
сбалансированный бюджет, обуздание роста долга. В нынешней долговой политике
она видит тормоз на пути экономического роста.
(2) Социал-демократы поддерживают
расширение налогового перераспределения доходов и богатства в разнообразных
формах. «Национальная коалиция» против такой политики и вообще поддерживает
постепенно снижение налогового бремени, которое сдерживает экономический рост.
(3) «Национальная коалиция»
стремится к либерализации и дерегулированию рынка труда. Рынок труда в
Финляндии — это особая тема, я о нем еще не раз буду писать. Здесь лишь
упомяну, что он намного более зарегулирован и централизован, чем у «скандинавских
соседей» — Дании и Швеции. Эсдеки же в целом выступают за сохранение нынешней
централизованной корпоративистской системы регулирования.
Возвращаясь к колонке в Ilta-Sanomat замечу, что ее автор считает,
что все эти глубокие идеологические разногласия будут оказывать решающее
влияние на финскую политику еще не один избирательный цикл, и лишь к 2030-м
годам, возможно, у нового поколения политиков появится готовность к
компромиссам.
Так это или не так, покажет время
(лично я сомневаюсь). Но, размышляя над этим сюжетом, я пришел вот к какой
мысли.
На самом деле получается так, что
политический спектр в Финляндии структурируется, грубо говоря, не по одной, а по
двум «линейно независимым осям».
Первая ось — внутренняя или
национальная. Полюсами ее являются этатизм и антиэтатизм (чтобы не употреблять
замусоренный и обессмыслившийся термин «либерализм») внутри страны. Это
старинное разделение.
А вот вторая ось — новая. Она
задает напряжение между национальным и наднациональным (ЕС-овским) этатизмом.
По первой (внутренней) оси
социал-демократы находятся «левее», т.е. ближе к этатистскому полюсу, «Национальная
коалиция» — «правее», ближе к антиэтатистскому полюсу, а «Коренные финны» —
где-то между ними. Здесь «буржуазный» союз между двумя последними более вероятен.
(Конечно, при этом надо иметь в виду, что даже самые «правые», условно антиэтатистские
партии в Финляндии существенно «левее» по этому признаку, чем любые
классические либеральные партии — известный феномен «левого смещения» политического
спектра.)
Однако по второй (внешней) оси СДП
и «Национальная коалиция» оказываются гораздо ближе друг к другу и к
наднационально-этатистскому (про-ЕС-овскому) краю спектра, чем «Коренные финны»
— что, кстати, очень хорошо видно по результатам голосований в парламенте по
вопросам, связанным с политикой ЕС.
Такая «двумерная» структура
политического спектра, как мне кажется, является существенным фактором,
усиливающим фрагментацию политического поля в Финляндии и, подозреваю, в других
европейских странах. Это делает практически невозможной выработку и реализацию
на национальном уровне сколь-нибудь серьезных реформ. Думаю, что эту страну,
как и другие, впереди ждут серьезные перемены, но они будут результатом не
реформ, а крупного кризиса, о природе которого мы сейчас, разумеется, можем
только строить догадки.
Комментарии
Отправить комментарий